Особой формой переживания опыта является возможность его буквально «видеть», т. е. наблюдать место, мир, субстанцию, свет и т. д. в чрезвычайно разнообразных проявлениях. При более развитых проявлениях – одновременно и видеть, и быть этим миром, движением, устремлением и т. д. с огромной глубиной, интенсивностью и чувством глубокой истинности таких переживаний. Для многих возможность «видеть» является подтверждением самой способности заниматься йогой, прогресса в ней, а также источником знания, понимания и действия.
Обычно возможность видения в тонких планах связывают с открытием центра видения, связанного с шестой чакрой и расположенного в проекции лба.
При следовании данной практике можно заметить, что картина гораздо сложнее. Можно обнаружить, например, что при удерживании позиции свидетеля для рассмотрения сопротивления в некотором плане, а затем открытия самого плана и действия в нём, данный центр видения не участвует. «Видение» плана происходит напрямую, когда наше сознание в той или иной форме активно в нём.
Однако нельзя утверждать, что любая вовлечённость нашего сознания в план обеспечивает его видение. Например, во снах наше сознание активно в определённых планах, но мы забываем это. В целом наше существо образовано набором планов и центров с очень развитым и интенсивным сознанием, но доступ к ним скрыт от нашего же поверхностного восприятия и т. д.
Очевидно, что видение в опыте (плане) фиксируется (переживается) при действии некоторого добавочного активного центра сознания. В одном случае им выступает особый центр видения, в другом – свидетель.
При более детальном изучении и накоплении опыта можно обнаружить, что их действие существенно отличается.
Видение через центр видения имеет эффект рассмотрения конкретного плана изнутри, существования внутри его, как в некотором замкнутом изолированном мире, обладающим своими особыми свойствами, часто с чувством огромной «материальности» рассмотрения. Уровень этого плана может быть очень разным. Можно наблюдать, что видения такого рода сопровождаются концентрацией нашего сознания в этом центре, вплоть до чувства давления в нём, входа в него как в определённое место, открытия его и т.д.
Способность видения такого рода характерна для людей, практиковавших в течении перерождений накопление сознания как формы силы теми или иными способами. Как правило, при такой предрасположенности открытие видения происходит спонтанно или очень быстро при попытке практики. Это даёт ощущения быстрого прогресса и развития.
Но можно обнаружить существенные ограничения такого способа видения применительно к целям йоги и практики. В целом это чрезвычайно ограниченная возможность действия в смысле преобразования всего плана. Если мы находимся в плане, «видя» его, и попытаемся преобразовать его через устремление к Божественному в той или иной форме, то активное сознание идентифицируется с планом и не может удерживать устремление.
В крайнем случае, когда свидетель не участвует в движении в плане и проявление сознания плана невысокое (при этом проявления самих сил могут быть огромными), практикующий не может даже вспомнить о возможности и необходимости такого действия.
Этот эффект создаёт на определённых этапах огромную трудность для практикующих с оккультной предрасположенностью и способностями, поскольку этот способ видения является основой их восприятия планов, а их обычная идея действия в планах заключается в использовании большей силы.
Другой подход к развитию и применению видения возможен при использовании свидетеля (то есть того, что используется в данной практике как основное движение). Он позволяет устанавливать «видение» плана через последовательные шаги: удерживание активного сознания, удерживание устремления в плане к Божественному, наблюдение момента и процесса его преобразования, полного или частичного, при поддержке и санкции свидетеля.
Такое видение является как бы двойным – со стороны свидетеля и со стороны индивидуализированной части сознания в плане. Свидетель может наблюдать сам план как «изнутри», так и «снаружи», не будучи ограниченным в особенностях и качествах самого плана.
Такое видение развивается по мере практики и преобразования планов от достаточно простого наблюдения плана в его нижнем проявлении до форм широкого сознания в его единении с Божественным в качествах прямого существования в истине, действии, радости, мощи и других аспектов. Чем больше преобразуются планы, тем больше свидетель в разных формах проявляет свою скрытую глубину как прямую санкцию на преобразование и Божественное существование.
Представляется, что такой метод развития видения является кардинальным с точки зрения целей йоги.
Его существенным ограничением является достаточно медленное начальное развитие, пока не будет развита позиция свидетеля и преобразованы хотя бы частично планы существа.
Обычно эти два способа видения присутствуют и смешиваются в практикующем в том или ином проявлении, иногда на уровне ощущений. Сам интерес к йоге указывает на определённую развитость сознания в планах и существах. Развитие разных способов видения, их различение и применение является естественной частью практики. Очевидно, что при более высоком проявлении эти способы видения будут проявляться как аспекты.