На протяжении очень длительного времени в человечестве было выработано или усвоено огромное количество способов и техник для переноса сознания из одного плана в другой или управления сознанием (силой) в планах для определённых целей.
Один из наиболее эффективных и глубоких таких способов – это мантры. Они представляют собой особые звуки, слова или выражения, принадлежащие различным планам, в том числе и очень высоким, произношение которых особым способом позволяет проявлять это сознание в физическом мире (или других планах) и воздействовать в том числе на человеческое существо и его планы. В общем виде происхождение и действие мантр, как эффектов эфира, пронизывающего и соединяющего все проявление, чрезвычайно разнообразное и глубокое.
С точки зрения данной практики полезно представлять следующее:
Мантры (в широком смысле) существуют вне зависимости от человека. Существуют планы, наполненные мантрами как способом их проявления. В определённых планах существа, принадлежащие этим планам, широко используют мантры в своих действиях. Там, например, можно обнаружить такие звуки как «Ла», «Ма» и многие другие. Вероятно, открытие таких планов и привело к прямому открытию многих мантр для использования.
Специфика интегральной йоги связана с тем, что её реализация связана с совершено определёнными высокими планами, которые, вероятно, на Земле ранее не были проявлены. Поэтому в целом крайне рекомендуются как собственные мантры использовать цитаты из Матери и Шри Ауробиндо.
Например, можно использовать такой метод – максимально успокоив и расслабив ум и тело, читать какие-либо из их работ или высказываний до момента, когда определённая фраза или слово получают особую глубину, смысл, вибрацию для вас. Нужно попробовать повторять эту фразу или слово так, чтобы удерживать эту вибрацию и расширять её постепенно в тело или, полнее, во всё существо. Это и будет ваша мантра.
Такие конкретные мантры будут использоваться как короткое время (для получения и установления определённого переживания), так очень длительное, когда они служат для преодоления существенного затруднения. Повторение мантр может быть как вслух, так и «внутренним голосом». Эти способы произношения дополняют один другой по действию.
Количество повторений конкретных мантр может быть чрезвычайно различным и зависит от ситуации и подхода. Иногда это даже один или два раза, когда возможно максимально глубоко отождествиться с вибрацией (сознанием) мантры с тем, чтобы она резонировала и проявлялась во всём существе. Как правило, в такие моменты мантра может звучать очень долго, уходя во всё большие глубины.
Время возвращения к мантре (т.е. с какой регулярностью мы к ней возвращаемся) также не является строгой величиной. Условно можно выделить две крайности.
В одном подходе, когда мантра используется для контакта и реализации более высокого сознания в нашем существе, возвращение к конкретной мантре происходит, когда её действие ассимилируется в нашем существе. Этот момент определяется опытным путём, когда при попытке произнесения мантры глубины нашего существа снова открываются для резонанса с ней, и может наступать через различное время, в том числе и продолжительное (месяцы и годы).
При другом подходе, определённые мантры используются регулярно как часть ежедневной практики. Пример такого использования в главе «Первые шаги».
Ещё очень полезным вариантом использования мантр является следующая практика: можно подобрать различные цитаты для каждого дня года и, например, перед началом ходьбы произносить цитату текущего дня как мантру. Это позволяет войти в сознание данного проявления.
Очень хорошим примером такого набора цитат-мантр является ежедневник, подготовленный и переиздаваемый в Ашраме на протяжении многих десятилетий (ссылка на сайте). Многократное и многолетнее проникновение в эти мантры открывает глубину и сложность Божественного проявления на Земле и сближает с многообразием его качеств. Это позволяет расширить и сбалансировать восприятие самого практикующего.
В ходе практики специфические мантры могут приходить (например, быть прямо услышаны) как подсказка для решения текущих затруднений и продвижения, а затем заменяться на новые. Обычно они приходят в ответ на глубокое устремление.
Общим вопросом при использовании мантр является сохранение баланса. Мантры являются прямым и мощным инструментом переноса сознания из одних планов в другие, а в данном контексте – в наше существо. Планы, близкие к супраментальным, имеют чрезвычайно доминирующее и не допускающее искажения сознание и через мантры постепенно проявляются в наших затемнённых и ограниченных существах.
Чрезмерное и неразумное их использование, как, впрочем, и любого другого частичного подхода, может привести к дисбалансу и хаосу планов существа и тяжёлым последствиям для здоровья.
Баланс, как правило, достигается методом проб и ошибок. Признаком чрезмерного использования мантры, как правило, является большое затруднение по её правильном произношению. Если же этот барьер преодолён усилием жаждущей воли, то этими признаками будут ощущение большого жара или давления в организме и чувство приближения к некоторому порогу, который при добавочном усилии может быть преодолён. Последнее ощущение очень обманчиво и указывает на приближение к «красной черте».
В качестве примеров ниже приводятся другие способы перевода сознания из одних планов в другие (кроме собственно самой медитации).
Мать использовала определённые мудры с их интерпретацией (ссылка на сайте).
Символы Матери и Шри Ауробиндо по отдельности и совместный можно рассматривать как янтры.
Мать дала описание большого количества цветов и скрытых в них разного уровня качеств Божественного проявления. Контакт с этими цветами и медитация напрямую открывает или даёт хотя бы касание к этим качествам, ожидающим своего действия.
Чем дальше продвигается практикующий, тем проще и эффективней используются эти и другие методы. При достаточном развитии они все больше действуют как разные аспекты одного устремления.
Дополнительно о мантрах и других приемах в главе Первые шаги.