Принятий не должно быть много, чтобы не возникало конфликтов между ними, и они должны касаться существенных вопросов. Каждый может сформулировать свой набор и свои утверждения. В ходе развития этой практики с учётом полученных знаний были сформулированы следующие. (Далее приводятся эти принятия и более детальные объяснения, как преобразуются эти затруднения)
Обращение к уму
Ум может быть заменён на более высокие формы сознания.
Целью этого принятия является отделение от ума и преобразование тех (нижних) планов ума, которые в огромной степени определяют наше восприятие мира и фиксируют его определённым образом.
В начале практики (при ходьбе) можно наблюдать двоякую картину. Ум или успокаивается, давая переживание более глубоких покоя и восприятия или наоборот, активизируется вплоть до полного захвата активного сознания и почти навязчивого состояния. В обоих случаях это действие нисходящего сознания – в одном случае оно делает активными в нашем восприятии более высокие (глубокие) планы. В другом – нижние планы ума захватывают это нисхождение и используют его для своего усиления.
Когда ум захватывается, необходимо начать наблюдать (т.е. наблюдать свой ум), какого рода мысли представляют ум. Достаточно быстро можно выделить три основных состояния ума. В одном одна и та же мысль или идея повторяется по кругу, с небольшими вариациями, не давая возможности выйти из этого круга и состояния. Это то, что называется механическим умом.
Во втором – размышление рисует разворачивающуюся картину действий и представлений для достижения каких-то целей. Это – динамический ум. В третьем – ум подробно объясняет или разъясняет себе или воображаемому собеседнику смысл какой-то идеи, концепции, события и т.д. Это – интерпретирующий ум.
В зависимости от натуры практикующего эти три проявления ума имеют похожую силу проявления или некоторые доминируют. Тем не менее, обнаруживая их, наблюдая их насколько возможно в медитации (ходьбе), практикующий фактически становится свидетелем по отношению к своему активному уму и постепенно развивает позицию свидетеля.
С точки зрения обнаружения метода саморазвития и практического значения этот момент является исключительно важным, так как он показывает, как можно начать выделять (разделять) различные части своего сознания (существа) для их преобразования в дальнейшем. И, как ранее много раз говорилось, постепенное отделение свидетеля поддерживается нисхождением при ходьбе.
Далее, выделяя и наблюдая различные виды ума, можно заметить, что каждый из них привязан (находится) в определённой части существа. Механический ум действует в центре головы, в области, связанной с шестой чакрой (т.е. «третий глаз», который часто отождествляют с этой чакрой, является её передней проекцией). Интерпретирующий ум локализован в основании шеи в месте пятой чакры. Динамический ум не связан напрямую с чакрами и располагается на линии, опускающейся на лоб сверху и немного спереди на некотором расстоянии от лба.
Наблюдение действия вида ума в его месте надо рассматривать как обнаружение сопротивления. Наблюдая его как сопротивление, можно обнаружить, что оно имеет определённую форму, размер, цвет, мягкость или жёсткость и другие качества. Наблюдая с любопытством этот объект все более пристально, можно однажды войти внутрь него и обнаружить себя в месте, в мире, во вселенной. Далее в этом плане нужно пробовать один из методов проявления устремления или подбирать подходящий метод. В крайнем случае, для начала просто вспомнить, что это нужно делать.
Очень распространённым вначале является попадание в планы механического ума, так как их проявление и сопротивление обычно наиболее ярко выражено, очень навязчиво и утомительно для практикующего и обостряет желание освобождения от него.
Существуют важные особенности проявления, с которыми практикующий сталкивается в этих планах. Выделяя эти особенности, можно начально развивать и буквально тренировать определённые навыки и применять их далее во всей практике.
Поскольку эти особенности в целом относятся не только к качествам (планам) ума, но и к витальным планам и планам физического, то они будут описаны далее отдельно.
Вход в планы ума, проявление там устремления и постепенное преобразование этих планов подготавливают момент и опыт, когда происходит устойчивое отделение свидетеля от планов нижнего ума.
При этом возможны различные переходные фазы, но в целом происходит успокоение (безмолвие) ума, свидетель в том числе может наблюдать мысли как внешние формации и отбрасывать их для поддержания безмолвия ума. При поддержании и углублении этого состояния начинается нисхождение и установление более высоких планов ума (Пуруши). Их проявление приходит как прямое переживание истины и прямого знания, которые являются прямым действием в освещённом, нерушимом и глубоком покое в открытом проявлении небес.
Этот опыт имеет исключительное значение для практикующего, как с точки зрения прямого переживания и преобразования собственной натуры, так и с методической точки зрения. Он показывает путь достижения высокого состояния через последовательные преобразования и подготовку планов при выделении свидетеля и действия его воли и устремления.
В зависимости от состояния практикующего подготовка и прохождение этого опыта может занимать очень разное, в том числе продолжительное, время.
Есть существенные ограничения при подготовке и реализации этого опыта.
Первое состоит в том, что практически невозможно (и не нужно) поддерживать последовательное и непрерывное обращение планов нижнего ума. Как уже говорилось ранее, в этой йоге и практике естественным образом поддерживается баланс преобразования ментальных, витальных и физических планов. После проявления устремления в планах ума и их частичного преобразования открываются витальные планы для преобразования и т. д.
Более того, существуют формы нижнего ума, связанные с проявлением витального. Открытие ментальной части таких форм неизбежно приводит к усилению витального проявления.
Поэтому скорость преобразования ума чрезвычайно сильно ограничена состоянием и накопленным опытом в витальных и физических планах существа и тем, как тесно они связаны. Преобразование планов ума будет прерываться периодами, когда сознательно будут происходить преобразования в витальных и физических планах. Попытка игнорирования этого закона и форсирование преобразования ума приводит к тяжёлым последствиям.
Второе ограничение состоит в том, что при получении опыта безмолвного ума и при попытке установления проявления Пуруши, как правило, возникает чрезмерное давление на тело (существо), буквально физически тяжело переносимое. Это связано с недостаточной подготовкой витальных и физических планов для глубокого преобразования.
В таком случае нет нужды настаивать на продолжении опыта. После первоначального опыта переживания Пуруши возможно ещё длительное время допускать деятельность ума в определённых пределах. При этом она не будет иметь доминирующего значения, а по мере преобразования других планов будет постепенно уменьшаться, терять свою значимость и смысл вплоть до полной остановки. Кроме исключительных случаев, такой ход событий является естественным в практике.
По многим причинам практикующему лучше изначально принять, что он не является исключительным случаем.
Обращение к витальному
Все затемнения в планах существа служат для преобразования. (Вариант – все внутренние тёмные переживания и планы являются неотъемлемой частью существа).
Основной целью этого утверждения является поддержка преобразования в витальных планах.
В целом преобразования витального являются более трудными и сложными для практикующего, чем преобразования ума. Усложнения связаны со многими факторами. Первым, самым общим, является то, что эволюционно человека можно определить сейчас как ментальное существо. То есть ум и его различные формы являются его наиболее поздним и продвинутым достижением, именно тем, где, в чем и через что он в основном осознаёт себя познающим, действующим, существующим.
Но эти формы ума и осознания напрямую не могут действовать в витальных планах, которые принадлежат к другому качеству проявления, эволюционно более древнему, на нижнем уровне проявления независимого от ментального устремления, накопившего свои формы, устойчивость и историю.
Поэтому должна быть развита форма доступа через свидетеля к витальному для его преобразования. К сожалению, просто успокоение и выравнивание витального в текущей жизни не решает вопрос по существу, так как многие проявления и затруднения витального имеют эволюционную (кармическую) предысторию. Более подробно смотри в «Карма как формация».
Другим требованием, без которого практически невозможно начать преобразование витального, является принятие идеи или факта единства проявления. В целом можно сказать, что это принятие является одним из первых и основополагающих в йоге, относится ко всем формам проявления и его глубина обуславливает результаты йоги, включая возможность действия. Обычно это принятие происходит в форме утверждения (мантры) «Я есть Брахман». Более подробно см. далее.
Также существует скрытая сторона, которая чрезвычайно поддерживает и усиливает витальное в его нижнем проявлении в текущей жизни человека. Её можно определить как проявление и действие малого эго в человеческом существе. Её появление связано с начальными стадиями формирования индивидуализированного существа (эволюционно) и его устремлением (концентрацией) к усилению, самозащите и отделению от окружающего мира. До настоящего времени продолжает действовать определённый механизм захвата и преобразования более широких устремлений человека в эти формы. Более подробно см. в «Особая форма малого эго».
В целом существует особенность проявления (существования) витальных планов, которая создаёт огромную трудность для развития. Трудно утверждать, что это является обязательной частью проявления сегодняшнего человека, но среди практиков йоги распространено, когда в процессе развития они попадают в свои определённые витальные планы и их состояния. Проявление этих планов может выглядеть с разной степенью устрашения, вплоть до полного отрицания Божественного, переживания отсутствия света, абсолютная темнота и невозможность действия, прямое попадание в места с прямым проявлением разного рода низших качеств, таких как страх, ненависть и т. д.
При этом эти качества проявляются не только как персональное проявление, но больше как соединение с бесперсональным, всеобщим ужасающим океаном проявления этих качеств. Как правило, также в такие моменты практикующий ощущает, что он потерял способность концентрации, воли, проявления действия и т.д. Для многих такой опыт является настолько ужасающим переживанием, что они пытаются любым способом выйти из него и избегать его повторения, сознательно или подсознательно закрывая витальные планы.
Такой уход, при попытке продолжения практики йоги, рано или поздно создаёт искажения в развитии, и чем большим устремлением к развитию обладает практикующий в своих других частях, тем более глубокое искажение пути, цели и состояния будет устанавливаться в целом.
Парадокс развития состоит в том, что трудности не являются очагами сопротивления, которые можно обойти с целью более быстрого продвижения вперёд. Они являются местом или обстоятельствами, которые требуют проявления более глубокой внутренней искренности и самоотдачи, иногда запредельной с точки зрения обычного действия, отбрасывающей любые колебания, сомнения и двойственности в момент кульминации трудности. Проявление такой искренности и самоотдачи приводит к преобразованию плана.
В случае попадания в указанные выше витальные планы, даже в момент полной потери воли и способности действовать, нужно вспомнить, например, о Матери, обращаться к Её имени и Её помощи в тех формах, которые будут приходить, концентрироваться на своей полной самоотдаче как на последнем дыхании. Трудные опыты всегда даются такими, которые можно преодолеть при предельной концентрации и её удерживании определённое время.
Если она проявлена, то всегда происходит прохождение трудности, сопровождающееся огромным чувством освобождения, переживания в глубоком, иногда буквально в божественном проявлении тех качеств, которые были скрыты и искажены в трудности. Например, преобразование самосуществующей ненависти – в глубину Божественной любви. Происходит полное или частичное преобразование планов.
Развитие всё более глубокой искренности и самоотдачи через преобразование трудностей является ключом к сбалансированному и разностороннему прогрессу. Преобразование трудности – это момент быстрейшего и устойчивого развития. Если практикующий знает о возможности таких ситуаций, то он должен быть по крайней мере «морально подготовлен» и знать, как должен действовать. Более подробно о парадоксах развития далее.
Обращение к физическому
Боль является возможным, но искаженным переживанием тела
Цель этого утверждения – открыть проявление устремления в физическом теле (планах физического). В определённый момент практики нисхождение напрямую направлено в планы физического тела и, как правило, вызывает его сопротивление. Сопротивление проявляется в виде боли, иногда чрезвычайно интенсивной. Сам термин «боль» здесь используется в более общем смысле, скорее не как физическая боль, а её более тонкие формы и их смешения. То есть боль в теле проявляется в момент ходьбы, и чем больше нисхождение, тем более интенсивная боль.
При просто прекращении нисхождения (ходьбы) боль уходит. Как правило, интенсивность боли в теле нарастает в опытах до момента, когда практикующий может её выдерживать, только концентрируясь к Божественному из тела.
Существует, как правило, также момент кульминации боли и кульминации устремления, при котором боль переходит в прямое переживание Ананды в физическом теле. После такого опыта открывается сознательное устремление в виде зова, устремления к Божественному прямо из физических планов, но оно развивается очень медленно. Установление Ананды в теле является очень постепенным и трудным, поскольку изменение физического является фундаментальным затруднением, а также требует баланса с другими частями.
Выше были рассмотрены три разных принятия, помогающих преобразовывать три царства проявления в нашем теле – ум, витальное и физическое. Практикующий может использовать их по мере проявления различного рода затруднений в своём существе с тем, чтобы преодолеть своё начальное представление о правильном или неправильном, хорошем и нехорошем и т.д. и принять все проявления своего существа как поле для объединения и преобразования. Ему следует рассматривать их как проявление исходных качеств Божественного, скрытых в искаженных нижних формах.
Во всех случаях при практике происходит встреча с теми или иными видами трудностей, принадлежащими разным царствам в определэнной последовательности, постепенное преобразование их и устанавление все более высокого проявления. Но с практической точки зрения существует огромное различие в нашей способности действовать вначале в разных планах. Можно также сказать, что действие в витальных планах по сравнению с ментальными для их преобразования вначале практики или йоги являются крайне затруднёнными и требуют подготовленного сознания и привычки действовать определённым образом.
Хотя сами по себе преобразования ума трудно назвать тривиальной задачей, но здесь хотя бы есть достаточно понятная возможность его разделения на разные составляющие, наблюдения и санкции со стороны свидетеля, развитие этой позиции через постепенное преобразование планов и буквально тренировки своей реакции и действий в планах. Затем приходит опыт в том или ином виде установления Пуруши в планах ума и далее – его воздействия на витальные планы, облегчая их преобразование.
Поэтому в качестве среднесрочной цели развития практикующему крайне рекомендуется выбрать получение опыта успокоения ума и касания Пуруши при соблюдении естественного хода развития.
Примеры других важных принятий.
Принятие единства проявления
Вначале практики или на более ранних этапах практикующий может заметить, что при опыте самоотдачи Божественному этот опыт происходит в отдельных частях, например в психическом или эмоциональном существе или в уме. Попытка его расширить на тело в его физическом и витальном проявлении сталкивается с огромным сопротивлением, обычно с невозможностью войти внутрь и реализовать движение этих частей к Божественному. Такая реакция вызывает нарастающее чувство дисбаланса.
Решение приходит или в углублении (расширении) самоотдачи в тех частях, где она естественно проявляется, что может привести к формированию отношения бхакти и что само по себе является позитивным движением, но ограничивает реализацию в целом.
Другое направление – попытка открытия всего тела хотя бы к начальному восприятию импульса самоотдачи. Одним из методов является использование мантр, в частности мантры (Я есть Брахман). При этом мантра должна произносится в теле (захватывать тело), а не в горле (уме), что обычно вначале составляет большую трудность. Для перевода мантры в тело используют разные методы.
Чаще всего это или концентрация на теле при произнесении мантры с ожиданием момента, когда тело откроется, или выполнение специальных упражнений со звуками и мантрами (см. «Первые шаги»). Открытие тела для мантры и развитие прямого переживания, что Божественное стоит за всеми проявлениями через мантру, позволяет практикующему внутренне принять идею о единстве всех проявлений и скрытом сознании за ними.
Если Божественное скрыто за проявлениями, то должен быть практический метод стать на сторону Божественного и преобразовывать проявления.