Практика интегральной йоги

Обращение к Пуруше и Пракрити

15. Переходы опытов и проблема удержания направления

Существуют два типа опытов как крайности – духовный и оккультный, но они могут переходить один в другой. Можно в определённой степени сказать, что практика йоги направлена на трансформацию оккультного опыта или проявления в духовный.

При попытке саморазвития также распространён обратный процесс – переход духовного опыта в оккультный или духовного устремления к оккультному проявлению.

Здесь есть определённая последовательность.

Духовный опыт проявляется в человеке с большой силой, свободой, истиной, как его цель, как то состояние, в котором он хочет пребывать. Практикующему кажется естественным удерживать и усиливать его.

Однако, когда такой опыт приходит, и практикующему кажется, что он захватывает всё его существо, опыт тем не менее происходит в определённом плане и направлен на изменение этого плана. При правильном восприятии опыта (в покое, без попытки его понять и зафиксировать) происходит трансформация плана до его более высокого состояния.

При этом влияние опосредованно передаётся в другие планы с последующими их изменениями. Происходит перебалансировка состояния всего существа, какая бы незаметная она даже не казалась в целом, с наибольшим изменением в плане, где проходил опыт.

Другими словами, то сознание, которое нисходило, оно же действовало и соответствовало состоянию плана в тот момент. После опыта в плане, его изменения и общей перебансировки, оно будет приходить снова в план немного в другом качестве для нового преобразования и, как правило, только после того, как были подготовлены и достигнуты достаточные изменения в других планах.

Поэтому не только нет смысла пытаться в точности повторять прошедший опыт, даже каким бы истинным, освобождающим, вдохновляющим и т. д. в тот момент он не был, но такие действия приносят обратный эффект. Можно выделить несколько таких действий:

Желание понять опыт

Приводит к прекращению опыта и созданию формаций. С точки зрения восприятия человек в огромной степени является ментальным существом, т.е. существует определённая внутренняя организация и привычка, когда нисхождение (проявление) более высоких планов сознания перехватывается различными планами ума, как правило, достаточно низкими. Это как более широкое захватывается более узким, но более жёстким, интерпретирует его в силу своего понимания и фиксирует для собственного усиления.

Ум не только прекращает опыт, но на основе опыта может создать собственные формации, которые затем придётся преодолевать. Таким образом, нужно очень спокойно наблюдать опыт и давать ему развиться в естественном направлении, насколько это возможно. Любые желания понять опыт или изменить в «нужную» сторону необходимо отбрасывать.

Переход восприятия из опыта в его ментальную фиксацию происходит чрезвычайно легко и незаметно. Обнаружение этого перехода, отбрасывание собственного интереса и удержание опыта – это то, что буквально тренируется в течение многих и многих попыток.

Полезно при окончании опыта или позже сказать себе, как бы наблюдая опыт извне: «О, это было вот так», без фиксации на значении и деталях.

Желание повторить, усилить опыт

В определённых обстоятельствах проявление воли в плане имеет глубокий эффект. Сознательно или несознательно практикующий может использовать волю для всякого рода фиксирования опыта или переживания, связанного с ним.

В таком случае проявление более высокого плана трансформируется в проявление силы, мощи, окрашенного в переживание желаемого опыта, образует формацию, временную или даже чрезвычайно устойчивую, в зависимости от вложенных усилий, и передающуюся от рождения к рождению. Определённые кармические проявления имеют корни в таких формациях.

Желание продлить ход опыта

Воля может применяться также без стремления фиксировать опыт, но для продления течения опыта всё дальше и дальше с тем, чтобы, пользуясь моментом, увидеть больше или достигнуть следующих открытий.

В момент опыта или в течение некоторого времени по его завершению активное сознание практикующего получает большую силу и способно дрейфовать в другие планы. Но эти планы обладают своими качествами, существами и силами. Как правило, они не подготовлены к изменению, а форма активного сознания не соответствует требуемому изменению.

Попытка действия или наблюдения в такой момент будет приводить к попытке захвата активного сознания силами и проявлением плана.