Практика интегральной йоги

Обращение к Пуруше и Пракрити

14. Различение опыта

Как правило, смешение в восприятии оккультного и духовного опыта происходит на очень ранних стадиях «вхождения» в разные практики или йогу. Есть две крайности: при одной первоначально происходит духовный опыт (например, в виде прямого переживания более глубоких истины, любви, переживания грусти психического существа и т.д.).

При другой — оккультный опыт как попадание в место (мир с существами или наполненными силами, энергиями самого разного рода), как проявления или просто как расширение сознания. При всем разнообразии историй опыта в его последующем развитии есть несколько общих специфических черт:

И оккультный, и духовный опыты далее начинают развиваться параллельно. Даже если первым был психический опыт, далее практически неминуемо приходит и оккультный в том или ином виде, поскольку они принадлежат разным частям или проявлениям качеств человеческого существа. Все, что в этом существе ожидает преобразования в физическом, витальном и ментальном проявлении, а это его абсолютно преобладающая часть, является местом и источником оккультного опыта.

Если первым был оккультный опыт, то психический приходит позднее, например, как жажда или напоминание о месте или состоянии, где есть истинное существование. Если оккультный опыт манит великолепием, возможностью силы и её использования, то психический приходит как неудовлетворение от постоянного скрытого усилия и неполноты переживания в оккультном опыте, как поиск места самосуществующей радости и любви. 

Если оккультный опыт приходит в его нижнем угнетающем и захватывающем проявлении, то психический проявляется как устремление к месту спасения и освобождение и т.д.

Глубокий психический опыт приходит достаточно редко, в основном он появляется как фон или напоминание. Оккультный опыт при этом, как правило, развивается быстро в том или ином виде. С одной стороны, такая картина соответствует преобладанию в наших существах «нижнего» проявления всех качеств, их стремлению к самосохранению и самоусилению, и нашим задачам по их преобразованию. 

С другой стороны, глубина и чистота психического переживания настолько велики, что если бы доступ к нему был лёгким и постоянным, то вероятно очень немногие продолжали бы заниматься своим преобразованием.

Впечатления от первых опытов как правило очень глубоки вне зависимости от источника их происхождения. Человек вольно или невольно возвращается к ним, используя их как «точки входа» в более глубокие состояния для их повторения, развития и других целей. 

Виды опытов, которые приходят, не являются в целом абсолютно спонтанными и неизведанными. Они, как правило, соответствуют «линиям развития» или существенным частям человеческого существа, сформированным при накоплении опыта и развитии в предыдущих рождениях.

Сам по себе оккультный опыт и отсутствие ясного различения на начальных этапах не являются существенным затруднением или препятствием. Все возможные ситуации возникают, когда человек начинает действовать после получения опыта. 

Сам факт опыта указывает, что внутренние, более глубокие части человека призывают к его развитию в определённом направлении, осознанному или не очень принятию решений для этого. Игнорирование или полное отрицание опыта также является действием с существенными последствиями. 

В целом различение, какой вид опыта происходит, в исключительной степени влияет на то, какое действие в момент опыта будет правильным и к какому результату оно приведёт. Способность к различению, как правило, не проявляется как фиксированная и стабильная величина в каждый момент, но приходит и может развиваться сложным образом.

Первоначально практикующий вообще должен получить эти два вида опыта, для себя различить их и увидеть, что они обладают разными качествами. Иногда это крайне трудный и длительный процесс. 

Способность к различению в момент действия может быть крайне затруднена или подавлена из-за неравномерности развития и обособленности разных частей нашего существа. То, что различает и даёт нам прямой духовный опыт, относиться к наиболее глубоким (высоким) частям нашего существа (как правило, оно скрыто и пассивно), но в основном опыты происходят в других наших планах. 

 Во время опыта в этих планах то, через что мы осознаём опыт (сознательны в опыте), можно определить как двойственность проявления свидетеля и качества плана (например, некоторый тип витальности, если опыт происходит в витальном плане и т.д.). Соотношение этих частей может быть очень разное.

Например, если практикующий может вспомнить в опыте о том, что можно сделать устремление к Божественному, то это означает, что проявление свидетеля достаточно сформировано и устойчиво в данном плане. И наоборот, например, в снах, которые повторяются и следуют определённому сюжету без возможности его радикально изменить, опыт переживает индивидуализированная в человеке незначительная часть сознания этого плана, но практически без участия свидетеля.

Попытка действия в плане приводит к отклику сознания плана. Этот отклик распространяется, в первую очередь на индивидуализированную часть сознания этого плана, поскольку они имеют одинаковую природу, а общее сознание плана доминирует над нашим участием в нём. 

При этом, в зависимости от плана и состояния нашего индивидуализированного сознания, в нём оно или расширяется, устремляясь к большему сознанию этого плана, или наоборот, подавляется его силами и проявлениями.

Проявление свидетеля в плане в большей или меньшей степени противоречит внешней природе плана и обычно легко скрывается усилением этой индивидуализированной части. За этим эффектом скрыта огромная трудность в изменении нашей природы в целом и с точки зрения методов, которые мы можем применять.

Существует другая трудность в развитии, когда практикующий практически любое своё более глубокое переживание воспринимает как безусловную линию развития, абсолютизирует её и считает её духовным опытом. В целом это неизбежный этап.

В зависимости от сочетания различных сознательных частей практикующего, их силы, стадии развития, практикующий может, например, достаточно быстро обнаружить, что существуют разные виды опытов и надо выбирать, какие нужно развивать. Тогда основными вопросами станут метод развития «правильного опыта» и сохранение баланса в целом. Но, как правило, различение опытов формируется трудно и медленно.

Другая крайность проявляется в том, что человек будет очень глубоко и долго, вплоть до прекращения развития, захвачен переживанием в плане и не понимать, что развитие в плане и преодоление сопротивления не связано с проявлением силы.