Где ходить
Место – это должно быть достаточно тихое и уединённое место на время медитации, где вас не будут прерывать и не будет существенных отвлекающих звуков. Это может быть комната или место на природе. Ходьба это способ медитации. При ходьбе активное сознание уходит в планы, а тело двигается в собственном трансе, проявляя устремление. Поэтому не имеет смысла пытаться делать эту практику, просто прогуливаясь. Сознание и тело будут отвлекаться на незнакомое окружение и будут все время в напряжении.
Оптимальное расстояние ходьбы в одну сторону 8-12 метров. При меньшем расстоянии увеличивается нагрузка на ноги из-за более частых поворотов. При большем – требуются большая концентрация и способности для удерживания постоянного нисхождения в место, где вы ходите.
При регулярной практике сознание, которое нисходит, в определённой части и форме устанавливается в месте, где вы ходите, как постоянная особенность этого места. Поэтому в общем имеет смысл, если это возможно, спать там, где вы ходите. Однако для людей с высокой восприимчивостью длительное пребывание в месте с установившимся сознанием, вызванным их устремлением, приводит к большому давлению на их тело. Это трудно выдерживать без удержания глубокого покоя. Поэтому можно просто следовать сложившимся обстоятельствам.
В целом в течение длительного времени более важна регулярность практики. При поездках можно обнаружить, что в каждом новом месте первые разы практика и нисхождение устанавливаются, преодолевая сопротивление. Затем, когда место «будет намолено», обычный ход медитации восстанавливается.
Можно также заметить, что различные места создают очень разный фон и обстоятельства для медитации и практики в силу разного проявленного сознания и сил разного уровня для данного места. Более или менее благоприятные места для практики имеют как свои преимущества, так и недостатки, поэтому сложившиеся обстоятельства можно рассматривать как урок и работу, которая вам дана. Некоторые детали далее.
Сколько ходить
Минимальным временем, при котором будет накапливаться некоторый эффект от практики, вероятно можно считать один час. Целесообразно начать с такого времени для получения первичных переживаний и эффектов и продолжать в течении одного или нескольких месяцев.
Обычно с течением времени развивается ощущение недостатка нисхождения в тело. Тогда длительность медитации можно увеличить на час и так далее. Можно привести такую аналогию – чем более длительна медитация, тем шире открываются врата и тем более широкая и мощная волна сознания опускается для вашего изменения.
Максимальная длительность медитации устанавливается опытным путём и она различна для практикующих. Признаками превышения своего текущего или общего предела является резкое нарастание чувства дисбаланса, ощущения ограничения, буквально запрета на продолжение медитации и так далее.
Не нужно изначально переживать или размышлять, каким образом можно будет ходить длительное или очень длительное время, как это организовать и как это будет влиять на вашу жизнь. По мере изменений, которые будут происходить в вас, и действий сознания, которые будут касаться вас, все они позволят реорганизовать обстоятельства естественным образом.
Регулярность
Если есть возможность, практику надо начинать приблизительно в одно и то же время или части суток. Чем выше регулярность, тем больше будет подготовлено и проявлено нисхождение в момент начала практики.
Если не случается непредвиденных обстоятельств, то ежедневную практику нужно заканчивать только после принятой продолжительности в данный период – один, два, три часа и т.д. Существует закономерность, что ключевые опыты могут происходить в последний момент медитации как ответ на удержание устремления и выдерживание сопротивления.
В идеальном случае практику нужно делать каждый день. В определённом смысле можно утверждать, что скорость и глубина прогресса пропорциональны времени медитации и пройденному расстоянию. Однако тело может просто не выдерживать нагрузку и не успевать усваивать изменения в планах. Поэтому при очевидных признаках перегрузки (описаны в главе о мантрах, но они общие для практики) можно устанавливать дни отдыха в течение недели.
Вместе с тем, нормальными в практике являются умеренные и более или менее постоянные ощущения внутреннего жара в теле, давления в разных частях, определённых болезненных ощущений в местах давления, движения потоков и т. д. Это признаки работы скрытых форм сознания на физическом уровне и, в определённом смысле, свидетельства развития.
Развитие видения
В традиционной медитации практикующий закрывает глаза, чтобы его ничего не отвлекало, и ожидает проявления эффектов, связанных с проявлением планов или вхождения в определённые планы как ощущений или «видения» в планах.
То есть способность «видения» и переживания опыта зачастую ассоциируется с необходимостью полного отключения от органов чувств.
Но мы не можем ходить с закрытыми глазами.
При продолжении практики и выполнении движений, связанных с проявлением устремления, можно заметить постепенное развитие способности «видеть» в тонких планах и переживать там опыт с открытыми глазами, которые в этот момент помогают нам ориентироваться в движении (глава «Видение»).
«Видение» есть особая способность или проявление ряда способностей, которые развиваются определённым образом и могут действовать как при «отключении» органов физических чувств, так и параллельно с ними.
Развитие способности «параллельного видения» также чрезвычайно полезно и удобно в практическом смысле. Оно позволяет адресно наблюдать проявления и движение сил, энергий, сознания внешнего мира и при необходимости действовать там, а также удерживать спонтанные переживания вне медитаций.
Развитие опыта в планах
Переживание опыта при практике развивается разными путями в зависимости от индивидуальных особенностей. Это может быть как достаточно быстрое получение ощущения действия сил, сознания, вхождение в планы и наблюдение их, так и очень медленное их появление, когда кажется, что, несмотря на потраченные усилия, ничего не происходит.
В обоих случаях нужно понимать, что при практике мы изначально ставим себя в «контролируемые условия». То есть тело двигается, уходя в собственное устремление. Как отклик на него начинается нисхождение, активное сознание уходит внутрь к свидетелю, который наблюдает, даёт санкции на действие и т.д.
Поэтому как проявления опыта нужно наблюдать и воспринимать любые, даже небольшие изменения сознания, реакции тела, ума, чувств и ощущений, видения, которые приходят с тем или иным вашим действием и их повторениями после начала ходьбы.
В определённом смысле такие разнообразные наблюдения и суждения более важны, чем немедленное получение глубокого переживания. Они постепенно позволяют увидеть скрытую сложность сил, закономерности и законы их действия и последовательно продвигаться вперёд. После первичного, кажущего хаотичным и огромным по разнообразию, наблюдения сил и движений приходит понимание скрытых форм за ними и освещается собственный путь.
При правильной организации практики, даже если иногда кажется, что нет изменений, всегда есть чувство скрытого происходящего развития и осмысленности действий.
Использование мантр
Использование мантр условно можно разделить на несколько случаев – когда они используются при ходьбе или определённой практике мантр (см. далее) или при спонтанном переживании.
При ходьбе, как правило, используются простые мантры для конкретных действий. Они как бы подготавливают условия, в которых может развиваться основной опыт. Например, на ранних этапах практики, когда сознание ещё неустойчиво, а практикующий плохо представляет собственное состояние, полезно, а иногда просто необходимо начинать и заканчивать медитацию мантрами, направленных на защиту и помощь.
Можно использовать, например, следующие (взято из цитат Матери):
Keep sheltered in my arms they will protect you against everything
Open to my help it will never fail you
Have faith and He will do everything for you
Первая мантра устанавливает защиту. Вторая – призывает к помощи, если что-то произошло. Третья призывает к развитию и установлению доверия к Божественному как основы существования и действия. Каждую мантру можно повторять в начале и в конце медитации в течение 5 минут или в другое время и в любой продолжительности по необходимости.
Если начинает проявляться страх, можно использовать как мантру «No fear».
Для преодоления разного рода внушений, а также в моменты, когда витальный энтузиазм заниматься практикой уходит, для проявления более глубокого устремления в действии можно использовать как мантру выражение «Несокрушимая вера, непоколебимая воля непобедимая сила».
На ранних этапах, когда ум легко захватывает нисхождение и усиливается им, и, особенно когда начинает проявляться скептический ум, для выхода из такого состояния можно использовать как мантру выражение: «Как ребёнок». Смысл такой, что вы можете существовать как божественный ребёнок, и усилие ума для этого не нужно.
Если практикующий не знает, что делать в конкретной ситуации, куда развивать опыт, для преодоления неопределённости по отношению к ходу собственного опыта можно использовать мантру «Да будет воля Твоя, но не моя» или «For the Divine Himself».
Каждый практикующий, в силу своих особенностей и текущего момента, может подбирать необходимую мантру или она будет приходить спонтанно как ответ на сформулированное устремление.
Подношение работы
При ходьбе рекомендуется держать в руке фотографию Матери (см. на сайте). Можно ходить и без неё, но тогда гораздо сложнее удерживать устремление к планам, связанными с целями йоги.
Также при интенсивном нисхождении у практикующих, особенно с повышенной восприимчивостью, может формироваться чрезвычайно сильное восходящее движение из планов его существа. При желании ускорить результаты и получить более глубокие опыты импульс этого устремления позволяет части нашего сознания насильственно и неподготовленно пробиваться в определённые планы. Это приводит к тяжёлому дисбалансу, вплоть до ощущения отрыва части сознания от существа, и другим последствиям.
Фотография же Матери действует как особая янтра, как материальное представление формы и сути высшего сознания, прикреплённая к вашему существу и телу. Она прямо успокаивает и упорядочивает активные, но несовершенные движения нашего существа, изменяет их и объединяет с более глубоким скрытым предназначением.
С руками связана форма циркуляции энергии в нашем существе и обмен с внешним миром, а также возможность проявления устремления из существа. При сильной восприимчивости рекомендуется использовать фотографии в обеих руках.
После медитации крайне рекомендуется делать подношение самой работы, которую вы делали, и её результатов. Можно рассматривать фотографию Матери, с которой вы ходили, повторяя мантру «Вся эта работа и её результаты – для Божественного».
Рассматривая фотографию таким образом день за днём, можно постепенно увидеть, что через фотографию Матери начинают проступать Её различные выражения всё более явно и явно. Можно обнаружить, что эти выражения зависят от того, с какой глубиной вы произносите мантру и какой искренностью вы делаете самоотдачу.
Нужно повторять это движение самоотдачи и изменять его внутреннее проявление до тех пор, пока не увидите ту или иную Её улыбку или выражение одобрения. Если это не происходит, значит сейчас вы что-то не понимаете или делаете неправильно. Ну что же, даже если вы не понимаете, что не так, то вы будете концентрироваться на глубине самоотдачи, и правильное движение придёт раньше или позже.
Этот момент очень критичен в практике, поскольку все более глубокие и мощные переживания и опыты могут очень незаметно усиливать и естественно давать чувство собственной «работы» и важности полученных результатов, фактически усиливая проявление эго в разных формах. Поэтому не надо удивляться, когда после некоторых опытов, которые вам казались особенно мощными и эффективными, вы будете видеть Её неодобрение, и наоборот.
Возможность видеть в тонком плане Мать и Её реакцию на ваши действия означает, что скорее всего в ответ на вашу практику и устремление рядом с вами формируется определённая эманация Матери, которая будет вас оберегать, направлять и поддерживать.
Прогресс и его скорость
Если не считать индикатором прогресса только получение всё более широких и глубоких опытов, то определение прогресса можно условно разделить на развитие навыков и преодоление (трансформацию) кардинальных затруднений. В контексте практики это две стороны одного процесса.
Например, установление позиции свидетеля, развитие видения со стороны свидетеля, установление безмолвия ума и т.д. указывают на то, что движения были совершены правильно и определённые планы были трансформированы в достаточной степени с нижнего проявления до более высокого, и их это более высокое состояние уже проявляется как навык.
Но развитие – это не последовательное и прямое преодоление заранее известных ступенек. В каждом практикующем, помимо его общего материального и близкого к материальному проявлению и связанного с ними сопротивления, скрыты некоторые кардинальные затруднения и особенности. Они связанны с его линией развития.
При всем огромном, иногда шокирующем, разнообразии внутреннего проявления и истории практикующих, можно выделить несколько характерных общих направлений.
Аватары
Про некоторых практикующих можно сказать, что существа, стоящие за ними, выражены настолько оформлено, ясно и доминирующе, что самих практикующих можно считать аватарами этих существ (Речь здесь не идёт о аватарах и сущностях, определяющих эволюцию, а о проявлении существ более низких порядков). Характер этих сущностей различный. Для них воплощение аватара является возможностью действия и эволюции.
Для самого практикующего осознание того, что он в определённом проявлении аватар, достаточно сложное. Признаком этого может служить проявление определённых способностей и сил, которые практикующий ощущает как свою прямую естественную способность.
Как правило, аватары очень быстро получают начальное, иногда достаточно высокое проявление ряда способностей, но затем им нужно проявлять чрезвычайно высокую концентрацию, терпение и устремление к более широкой реализации. Сложность процесса связана с внесением эволюции в скрытое существо, которое само по себе является достаточно фиксированным проявлением аспектов сознания.
Практикующие с устойчивым проявлением психического существа
Для них необходимость практики часто вообще неочевидна, поскольку с их точки зрения, они уже находятся в единении и переживании Божественного, пусть даже неустойчивом. Сопротивление части своей натуры и окружающего мира воспринимается ими часто как досадное недоразумение.
Для них особенностью выхода вперёд психического существа во многих случаях было огромное усилие и отрицание материального проявления как того, что мешает проявлению психического.
С точки зрения развития и практики, для таких людей сложным моментом является принятие отвергаемой ранее идеи материального проявления, соединение с материальным проявлением и постепенная работа с ним как с тем, что обеспечит полноту реализации.
Практикующие с оккультным проявлением
Они чрезвычайно широко представлены в движении с таким же широким проявлением собственных качеств.
Как указывалось ранее, многие существа проходили этапы, когда их развитие проходило через накопление силы и сознания в определённых планах с чрезвычайно разнообразными конкретными целями – от обретения силы и могущества и обеспечения нужных результатов и событий в физическом мире до обеспечения необходимой реинкарнации или бессмертия и т. д.
При этом широко практиковалось взаимодействие с определёнными планами и сущностями или существами этих планов – от светлых до тёмных темнее ночи. На этом пути были как большие достижения, так и ужасающие падения.
Те или иные оккультные проявления присутствуют во всех человеческих существах как часть их эволюционного развития и развития в человеческом обществе. Вероятно, невозможно найти человеческое существо, которое за все свои перерождения ни разу бы не молилось богам и не взывало бы к помощи к скрытым силам.
Для тех, кто имеет значительное оккультное проявление, но стремится на путь йоги, характерным является переживание ограниченности и несвободы при попытке развития. Кармические формации в планах, в которые они обычно попадают, могут быть чрезвычайно мощными, устойчивыми и трудно преобразуемыми.
Особенностью таких оккультных проявлений является повышенная серьезность и отсутствие чувства юмора по отношению к собственному опыту. Для практиков с преобладающим оккультным проявлением сложным или иногда критически сложным является различение оккультного и духовного опыта. Для них применительно к идеям интегральной йоги сложно сформулировать конкретную цель развития, поскольку они ориентированы на получение любого опыта, подразумевая, что он будет давать силу.
В крайних случаях они воспринимают идею этой йоги, сознание и реализацию стоящие за ней, как оболочку и возможность для решения своих вопросов без проявления самоотдачи Божественному и изменения своей природы. Особой трудностью для оккультного проявления является осознание и действие в опыте , что преодоление ограничения существования связано не с увеличением силы или призывом большей силы.
Такое изменение проявления самого плана возможно только через пробуждение в нем устремления в Божественному и осознания себя не только как части сознания плана, но и как части Единого, который существует в этом плане в других планах и вне их. Истинная свобода возможна только в Божественном.
Преодоление собственного оккультного проявления освобождает этот мир от очень длительного и тяжёлого наследия.
Существа, кто достигал достаточно высокой реализации в предыдущих жизнях.
Это может быть полученный в результате той или иной практики опыт и навык, например, покидания тела и ухода в Пурушу, переживания того или иного аспекта Трансцендентного и т. д. Все такие опыты были предельны для существа по глубине и интенсивности переживания и оставили глубокий след (формацию) в его сущности.
Они обуславливают глубокую тенденцию к возврату и повторению опыта при попытке развития в этой жизни и повторения пути, часто несмотря на ощущение необходимости более широкого и полного движения и реализации.
Как правило, эти достижения были получены в рамках тех или иных традиционных направлений йоги, направленных на достижение высоких формы сознания вне привязки к телу и материальному проявлению.
Немного смешной особенностью таких практиков в этой жизни является их нелюбовь и игнорирование физических упражнений вообще, и как способа развития и укрепления сознания в физическом.
Можно выделить и другие направления.
При всей условности выделения типов развития они показывают примеры особых обстоятельств, которые практикующий рано или позже обнаружит при своём развитии. Обнаружение и формулирование этих особенностей значительно помогает в преодолении своих кардинальных затруднений и далее в выходе на более сбалансированное и широкое развитие.
С точки зрения интегральной йоги и её практики, наши начальные преимущества и недостатки это лишь определённые обстоятельства на пути.
Формулирование вопросов
При возникновении потребности в подсказках или объяснениях, что означает то или иное существенное состояние или явление, можно формулировать прямое обращение для получения ответов. Особенно это актуально при возникновении трудностей или критических ситуаций и вопросов, что при этом нужно делать.
Сосредоточитесь максимально глубоко внутри себя и ясно сформулируйте вопрос словами, например, «Что нужно делать, чтобы решить …» или «Как можно решить …» или «Что означает…» и т.д. Можно концентрироваться на одном слове, обозначающем вопрос или проблему, с намерением о его решении.
При этом должно быть переживание определённой искренности, силы, глубины. Возможно также в этот момент записывать вопрос. Эти действия создают формацию, которая побуждает нисхождение ответа.
Иногда место, где можно получить ответ на вопрос, находиться так глубоко, что слова там не имеют формы и силы. Поэтому там нужно сконцентрировать намерение с сутью вопроса так, чтобы это намерение резонировало с пробуждаемым ответом.
После формулировки вопроса нужно оставаться спокойным, заинтересованным и непредубежденным.
Ответ может приходить в самые разные сроки и в чрезвычайно различных формах. Это может быть как прямое переживание сути ответа в том или ином виде, так и побуждение к определённому действию или изменению обстоятельств, которые подсказывают или приводят к решению.
Примерами форм ответа могут быть следующие:
При чтении текстов были обнаружены конкретные объяснения по решению затруднений или что дальше нужно делать в практике. После успешного выполнения этих указаний позднее не удавалось повторно обнаружить эти объяснения в текстах.
Взять в руки фотографию Матери и ходить с ней было прямым побуждением после форсированного прорыва в более высокие планы и существенных проблем после этого.
Как формировать внутренний импульс устремления и самоотдачи было показано йогином, который приходил в опыте и демонстрировал это движение.
Одобрение или неодобрение Матери результатов медитации также является регулярным ответом, правильно ли выполняются внутренние движения и т.д.
Каждый практикующий будет развивать и получать свои формы ответов, которые эффективны и понятны для него.
Парадокс также заключается в том, что ответ в проявлении его истинной формы и сути может не восприниматься практикующим из-за его предубеждённости, подспудного или явного ожидания определённого или выгодного для себя подтверждения, приверженности тем или иным идеям.
Также, что очень часто, восприятие не срабатывает просто из-за того, что сознание плана, из которого приходит ответ, намного превышает то, что практикующий может воспринимать на данный момент. Но в таком случае он может воспринимать намерение ответа и использовать его как направление для устремления.
Полезно помнить, что как ответы, так и сами переживания в опытах мы часто видим в символическом представлении из-за неразвитых способностей их прямого переживания. Поскольку процесс вопросов действует через формации, то они должны относиться к существенным моментам и не быть слишком частыми.
Удержание сознания
Для многих практикующих существуют значительные сложности, связанные с преодолением специфических формаций ума и их проявлений.
Можно сказать, что любое наше ментальное усилие оставляет в нас (обычно это области, связанные с костями черепа) отпечаток или след формации. Обычно это как легчайший и почти незаметный мазок лаком.
Но за все наши рождения и жизни эти мазки накапливают чрезвычайно устойчивую и инертную формацию. Особенно это проявляется и в более широких формах у тех, кто следовал оккультным практикам или усилиям, относящимся к области ума или витального, связанного с умом.
Даже при получении опыта безмолвия ума и касания планов Пуруши их дальнейшее действие будет ограничено этими формациями. Также существуют ситуации, что при существенном нарушении внутреннего покоя и устремления на стадиях практики, когда в целом установлено нисхождение и устремление, в связи с этими формациями будут активироваться оккультные влияния.
Они относятся к ментально-витальным планам и будут стремиться как препятствовать развитию, так и фактически разрушать практикующего.
Для преодоления этих ситуаций полезно следующее понимание:
В целом чрезвычайно эффективным способом избавления от оккультного влияния и последующего развития нашего существа является удержание активного сознания в области психического. Это удержание может быть как периодическим, на время преодоления кризисов или для получения специфического опыта проявления со стороны психического существа, так и достаточно постоянным, если практикующему это подходит и возможно для него.
Можно рекомендовать постоянно удерживать часть активного сознания в области психического, особенно вне течения практики.
Проблема заключается в том, что сам факт, что практикующий может различать, в какой области (в витальном, областях ума или психического) находится его активное сознание и он может сознательно перемещать его в необходимое место и удерживать там, указывает на его достаточно высокое развитие. Как правило, в таком виде это недоступно на начальных стадиях практики.
Можно использовать более простой вариант, когда практикующий просто концентрируется в области психического, пробует получить переживания психического покоя, света, устойчивости, запомнить их и постоянно возвращаться к ним. Такое развитие в целом является частью практики, но может усиливаться дополнительными медитациями и постоянной концентрацией.
Для многих практикующих уход к психическому труден из-за привычки действия и «существования» в уме, где они чувствуют себя действующими, активными. Также периодически они могут получать переживания большей силы и сознания, как правило, при неосознанном контакте с оккультными планами в их попытках влияния, захвата и введения в заблуждение. Уход к психическому от этой вечной игры воспринимается ими как потеря активной жизненной позиции, а первоначальные успокоение и возможное отсутствие ярких эмоций – как потерю себя и тупик.
Для обнаружения указанных выше специфических формаций в области ума можно использовать следующий метод.
Можно перемещать активное сознание в форме свидетеля за голову на её уровне или выше головы и, удерживая его там, рассматривать планы, связанные с головой. При обнаружении формаций можно подбирать метод и движение, каким можно проявить устремления в этих формациях. Иногда такие попытки исключительно трудные из-за устойчивости и силы формаций.
Тогда можно использовать обращение к Агни, мистическому огню, для того чтобы он пришел, и эти формации буквально выгорали. Этот процесс может занимать длительное время. Обращение и призыв к Агни может выполняться в виде мантры, например, «Агни» (अग्नि, транслитерация Agni) или «О Агни, Агни, Агни» или другими способами. Обращение к Агни имеет очень широкое проявление для преодоления формаций разных уровней.
Использование указанного метода, как правило, требует определённого предварительного развития в рамках практики и подготовки.
Физическая подготовка
Физические нагрузки являются не только рекомендаций, но практически обязательным условием при практике. Они позволяют открывать и поддерживать естественную циркуляцию праны (витальной энергии) в теле и усиливают общую крепость тела за счет активного функционирования всех органов и систем организма. Обычно нарушение циркуляции приводит к ухудшению самочувствия и постепенному развитию симптомов различных заболеваний и самих заболеваний. Это крайне распространено при обычной жизни.
При занятиях медитациями и практикой ситуация может усугубляться, так как нисхождение сознания при достижении планов тела неизбежно трансформируется в разные формы, в том числе витальной энергии. Это вызывает добавочную нагрузку на те места, где циркуляция праны нарушена, и усиливает дисбаланс в теле. Частично это компенсируется нагрузкой за счет ходьбы, но эта нагрузка не захватывает все тело.
Также нисхождение и преобразование отдельных планов приводит к временному дисбалансу между планами, который быстрее всего выравнивается при интенсивной циркуляции праны.
Другое проявление эффекта выравнивания происходит при попытках оккультных атак и влияний, так как они «перегружают» через вливания силы отдельные планы и места в существе, дисбалансируют существо с тем, чтобы активное сознание удерживалось в этих местах с целью влияния на него или через него.
При достаточно развитом физическом опыте позднее можно отделять движение витальной энергии в теле и получать прямой опыт в той или иной форме проявления физического сознания.
Любые виды физических упражнений или игровых видов будут полезны. Существуют несколько рекомендаций общего характера.
1. Выполнение упражнений или участие в играх не должно сопровождаться чрезмерной ментальной концентрацией или витальным усилием, как при достижении высоких спортивных результатов или собственных предельных результатов.
2. Если это упражнения разного рода или бег, то целесообразно это делать в режиме кардионагрузок. Упражнения нужно выполнять в достаточно расслабленной манере для того, чтобы почувствовать существование и движение витальной энергии в теле.
3. Хорошо подбирать упражнения с комплексной нагрузкой на тело. Например, если это бег, то дополнять его подтягиваниями, отжиманиями и другими силовыми упражнениями.
Очень полезными могут быть занятия боевыми искусствами или системами относящихся, применительно к классификации китайских боевых искусств, к внутренним стилям (например Тай Чи и Чи Гонг). Они используют обращение к пране (под разными названиями) и развитие её циркуляции как основу правильного состояния тела и его действий. Способ движения тела увязывается с циркуляцией праны.
Практикующие, помимо улучшения здоровья, могут начать наблюдать пранические движения в теле и получить опыт и понимание прямого действия с праной, как частью своего материального сознания. Надо только помнить, что с точки зрения йоги эти системы развиты и манипулируют в достаточно фиксированных рамках и являются вспомогательными для практикующего.
Полезные упражнения
Ниже приводятся описания полезных упражнений, которые дополнительно можно использовать для развития.
Специальное чтение книг
Речь идет о работах, написанных Шри Ауробиндо.
Работы Шри Ауробиндо, напрямую относящиеся к йоге, написаны на основе его практики, которая привела к нисхождению супраментального сознания на Землю и в его тело, и осмысления им существующего опыта с точки зрения его практики. Они отражают опыт настолько глубокий, систематизированный и разветвленный, что этот отрыв от обычного сознания трудно себе представить.
Можно сказать, что его книги являются формой, открывающей прямую дорогу к высшему сознанию и существованию, и для практикующего они дают знание, направление и прямой опыт этого сознания.
Но для практикующих здесь есть парадокс и огромная трудность, поскольку восприятие через ум, что обычно вначале, затрагивает только незначительную часть этого сознания, а вход в описанный опыт и его переживание ограничивается собственной неразвитостью.
С точки зрения восприятия и развития своего опыта условно книги Шри Ауробиндо можно разделить на две ветви.
В одних он дает систематизированное, крайне корректное по полноте, логике и построению объяснение пути, цели йоги и её элементов на разных уровнях, связей элементов, иерархии, двойственности (множественности) проявлений и т.д. Они служат для объяснения йоги. Примером может быть «Синтез йоги».
Другие, как, например, поэзия, напрямую описывают и передают тот или иной конкретный опыт или, как в «Савитри», историю проявления и вопрос судьбы мира.
Возможности восприятия и переживания этих опытов и знания у практикующих на начальном этапе знакомства очень ограничены. Существует опасность дисбаланса при чрезмерном усилии восприятия.
Тогда можно рекомендовать следующий подход к чтению. Можно читать вслух, пытаясь произносить слова и предложения в соответствии с ритмом, заложенным в тексте. При этом не нужно стараться понять смысл, но как бы наблюдать текст и свое чтение.
Для каждого существенного фрагмента текста рекомендуется записывать очень краткое, в нескольких словах или одном предложении, обобщение прочитанного. Это обобщение должно быть констатаций того, что вы наблюдали, но не попыткой осмысления через ментальное усилие.
Объём регулярного чтения индивидуален и составляет от одной до нескольких страниц в день.
Такое чтение вначале может быть сложным и не очень понятным, но оно помогает преодолевать привычку ментального восприятия вещей, которые не относятся к проявлению ума на нижних уровнях.
Другой эффект – такое чтение симулирует использование мантр, при котором внутренний смысл сказанного напрямую воспринимается скрытыми глубокими планами практикующего и после ассимиляции, иногда длительной, будет проявляться для него как часть его сознания.
По мере прогресса в практике и повторного чтения тех же книг можно увидеть, что становятся доступными концепции и идеи, скрытые за текстом, как прямое руководство.
Можно рекомендовать начало чтения с «Тайны Веды» и «Иша упанишад». Крайне рекомендуется читать на языке оригинала (английском). Если это невозможно, то использовать переводные тексты и постепенно изучить английский язык.
Мантры и чакры
На начальных этапах практикующие обычно не могут входить и видеть планы своего тела, что очень сильно сдерживает и ограничивает их развитие и понимание.
Можно использовать следующее упражнение с мантрами.
На вдохе сконцентрируйтесь на первой чакре (муладхаре – описание расположения чакр легко найти в литературе), и при этом внутренне произнесите ноту «до» в этой чакре. При выдохе произносите вслух «Ом» как «до». «Ом» должно звучать как мантра (ॐ, транслитерация: AUM), вибрируя в чакре. Повторяйте этот цикл несколько раз. Можно рекомендовать от 5 до 10 раз.
После завершения повторения сконцентрируйтесь на второй чакре (свадхиштхане) и при вдохе внутренне произносите ноту «ре», а при выдохе – «Ом» как «ре» снова, например, от 5 до 10 раз. Далее переходите к третьей чакре и ноте «ми» и так далее в соответствии семь чакр – семь нот -семь разных звучаний «Ом».
При завершении такого полного цикла возвращайтесь к первой чакре и ноте «до» и снова повторяйте такой полный цикл, но ноты и звук «Ом» должны произноситься на тон или полтона выше. Точность звучания здесь не особо важна, важен подход. При завершении второго полного цикла, если это будет физически возможно для практикующего, можно делать третий цикл, но ещё на тон или половину тона выше.
При повторении мантр спина должна быть прямая, вдох делается за счёт расширения грудной клетки, живот должен быть подтянут (втянут). Выдох делается за счет грудной клетки, живот остается втянутым. «Ом» произноситься на выдохе с тем, чтобы мантра вибрировала в теле в месте чакры максимально долго при естественной длительности выдохе. Выдох работает как поршень, двигаясь сверху вниз и обеспечивая звучание мантры.
«Ом» рекомендуется произносить как близкое к «Аум». При этом интенсивность звучания достаточно быстро нарастает от «А» до «У» с максимум на этом звуке, а затем спадает на «М» с максимальной продолжительностью этого звука.
При произнесении мантры не должно быть ни ментального, ни витального усилия, но нужно наблюдение за местом, где она произносится. Такая техника произнесения мантр придает им необходимую интенсивность и применяется также к другим мантрам (см. далее).
При выполнении этого упражнения у вас постепенно может устанавливаться состояние, что в этот момент существует только оно, в мире ничего не происходит и не может происходить, а звучание «Ом», если тело будет достаточно расслаблено и подготовлено, может длиться бесконечно и непрерывно.
Если не удаётся произносить мантру в какой-то чакре из-за сопротивления места, то это означает, что чакра находиться в неправильном состоянии по тем или иным причинам. Если произношение в чакре затруднено при повышении тона, то это означает, что проявление чакры ограничено по тем или иным причинам.
Такое наблюдение за своими чакрами дает практикующему достаточно объективную картину о состоянии его планов, относящихся к физическому и витальному проявлению, психическому и эмоциональному существам, ментальным планам в соответствии с состояниями чакр в данный период.
Сама эта практика позволяет стабилизировать и выравнивать состояние чакр и своё существо и развивать их проявление как части исследования и подготовки своей натуры.
Можно рекомендовать повторять такую практику в среднем 2 раза в неделю. Повторение мантры таким способом вызывает изменения в планах, на ассимиляцию которых требуется время.
Мантра обращение к миру
Одним из очень эффективных способов проявления устремления в планах для их превращения является импульс прямого обращения к Божественному. В целом он обнаруживается и развивается медленно из-за начального большого сопротивления планов. Для определения и начального развития формы такого импульса можно использовать мантру «Ом Шанти Шанти Шантихи» (ॐ शान्तिः शान्तिः शान्तिः, транслитерация: AUM śāntiḥ śāntiḥ śāntiḥ) с некоторыми добавлениями.
Саму мантру рекомендуется произносить, повышая тон после каждого произношения «Шанти». Произношение мантры соединяется с движением рук. Начально кисти рук находятся ладонями вверх возле пояса. В течение произношения «Шанти» они продвигаются вперёд и немного вверх.
При переходе ко второму «Шанти» ладони (руки) поднимаются на небольшую ступеньку вверх и при произношении «Шанти» также продвигаются вперёд и немного вверх. Третий раз проходит по такой же схеме.
Во всех случаях повышение движения рук совпадает с повышением тона при произнесении мантры. Такое совместное движение с мантрой постепенно формирует (проявляет) устремление из нашего существа к Шанти, миру и глубинному покою, аспекту Божественной Матери.
Помимо прямого действия на практикующего этой мантры, он может постепенно может запомнить это проявление и форму единого и глубокого устремления и использовать её в планах.
Мантра единства с Единым
Мантра «Ахам Брахмаасми» (अहम् ब्रह्मास्मि, транслитерация: aham brahmāsmi, перевод: Я есть Брахман, дословно aham brahma asmi – я Брахман есть). Повторение этой мантры позволяет развивать специфическое переживание, когда сознание выходит за пределы эгоцентричного восприятия мира или отдельных планов и получает опыт существования в той или иной форме в Едином.
Все три указанные выше мантры можно объединять в одном занятии, например следующим образом. Сначала выполнять упражнения с мантрой «Ом», затем в молчании ожидать 5-7 минут, пока активное действие мантры не успокоится. После этого повторять мантру «Ом Шанти…» в течение 5 минут два раза с такими же перерывами и далее «Агам…», также два раза по 5 минут с перерывом.
Как регулярную практику такие занятия можно рекомендовать 2 раза в неделю. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми.
Поскольку указанные мантры записаны изначально на санскрите и существуют трудности с транслитерацией звуков с санскрита на другие языки, то на сайте приводятся примеры произношения мантр.
Январь 2020 – Апрель 2023
Санкт-Петербург. Россия
Gaia’s Garden, Auroville, India.