Хотя в целом можно сказать, что путь развития есть путь преобразования трудностей, можно выделить некоторую начальную особенность восприятия своего состояния и пути, чрезвычайно его замедляющую и искажающую. Это можно назвать парадоксом двойственности или множественности проявления.
Объективно практикующий начинает свой путь со сложным «багажом» из предыдущих жизней, что означает преобладание в нём тех или иных конкретных проявлений, а при уходе внутрь от «фронтальной личности» приводит к фокусированию на тех или иных аспектах преодоления сопротивления и собственного развития. Это фокусирование и получение каких-либо результатов может приводить (а в реальности всегда проявляется в той или иной степени) к настаиванию на исключительности своего опыта и рассмотрению проявления с полученной точки зрения.
Парадокс заключается в том, что какой бы аспект проявления мы не рассматривали и считали истинным, всегда можно сформулировать и увидеть его противоположность, которая существует, дополняет и действует одновременно, и за ней также есть истина в проявлении.
Например, двойственной стороной индивидуального усилия является полное подчинение действию Божественного. Противоположностью необходимости погружаться в планы сопротивления и проявлять там устремление – свобода и радость пребывания в планах Божественного проявления и в единении с Ним, рассмотрению проявления в виде форм и персоналий – рассмотрение их в виде субстанций и энергий и бесперсонального проявления, восприятию с помощью ума – восприятие без его помощи, и так далее.
Возможно сформулировать большое количество таких дуальностей, исходя из того, что вам кажется в данный момент истинным проявлением или, наоборот, непреодолимыми угнетающим сопротивлением. Смысл такого действия не остановиться перед открывшейся сложностью проявления, а рассматривать любую свою текущую ситуацию как определённый этап и аспект в развитии и видеть, что её балансирует.
По мере установления такого отношения и преобразования планов приходит ощущение, наблюдение и переживание Единого, скрытого за всем многообразием проявления, которое также является его стороной.