Практика интегральной йоги

Обращение к Пуруше и Пракрити

24. Карма как формация

Следуя естественному ходу практики, мы сталкиваемся с сопротивлением и входим в планы, наблюдая уже это сопротивление как состояние плана, или, другими словами, как определённую формацию качеств плана в соответствии с его текущим проявлением.

Как уже говорилось ранее, сопротивление означает, что план находиться в его «нижнем» проявлении, а сам факт его обнаружения говорит о его существенном значении в человеческом существе. Можно постепенно обнаружить, что существуют целые иерархии планов, когда за видимым и прямым сопротивлением скрыты более обширные и глубокие формы сопротивления, принадлежащие определённому качеству (линии) проявления практикующего.

Рассматривая сами формы сопротивления, можно также увидеть, что, как говорилось ранее, они отражают попытки развития в предыдущих жизнях, но, как правило, в формах накопления силы, мощи, продвижения и защиты собственного «я» любыми способами. Это приводило к усилению определённых аспектов сознания и их фиксированию во внутреннем существе в виде формаций. Иногда с точки зрения современной морали эти методы накопления силы и сознания выглядят совершенно ужасающими.

Трудно сказать в силу каких причин накопление сознания как можно быстрее и любыми способами в определённых исторических или эволюционных отрезках было более важным, чем гармоничное развитие сознания. Объяснение этого даётся таким образом, что если есть накопленное сознание вне зависимости от его состояния, то его легче и быстрее обратить в индивидуализированные развитые формы высокого сознания и существования.

С точки зрения идеала этой йоги даже многие высшие достижения в предыдущих жизнях и практиках, например, возможность ухода в Пурушу из тела, также образуют кармическую формацию для практики этой йоги.

Ещё глубже можно видеть, что по крайней мере для тех человеческих существ, которые сейчас стремятся на путь йоги, их кармическое, т. е. сформированное ранее сопротивление преобразованию в Божественное, существо сейчас связано с их первоначальной задачей и возможностью проявления того или иного качества Божественного в материальном мире и неудачей это реализовать. За этим стоит как огромное сопротивление всех форм, которое испытывают эти существа, так и огромная возможность, и скрытое благословление при развитии устремления, трансформации накопленного сознания и реализации изначального движения.

Таким образом, собственное накопленное состояние как сопротивление к Божественному преобразованию полезно рассматривать как:

— Оно существует как формация, её можно обнаружить и наблюдать.

— Если её можно видеть, то можно преобразовывать, даже не понимая вначале её прямого значения.

— Оно является скрытым резервом и задачей собственного проявления.