Практикующий может принимать или постепенно формировать наиболее безопасную форму прохождения опыта. Само проявление в опыте может быть чрезвычайно разнообразным и относится к разным качествам проявления, а внутри качества – к разным уровням его проявления, как высоким, так и низким. При этом различение, что означает и где проходит данный опыт, особенно вначале практики, может быть чрезвычайно затруднено. Практикующий может быть очарован и захвачен самим фактом переживания более яркого, глубокого и мощного проявления, а сами проявления в планах могут принимать такую форму, чтобы оказывать наибольшее влияние на практикующего.
Возможно принять через проявления воли (устремления), что та или иная форма опыта будет предпочтительной. То есть её нужно внутренне представить и принять. Это возможно сделать из-за двойственности (множественности) и единства проявления.
С существами или без них
Настоятельная рекомендация – без существ. Во многих нижних планах, особенно витальных, силы и сознание этих планов легко принимают формы существ, богов и т.д. и призывают практикующего к тем или иным действиям, как правило – следовать их указаниям. Бывает очень сложно понять, насколько истинны эти указания и что скрыто за видимыми фигурами. Если принять форму опыта без существ, то можно наблюдать эти же проявления, но в виде субстанции или формаций определённого цвета, жёсткости или мягкости и т.д., и оценить какая сила к вам обращается.
При наличии любого вида жёсткости и затемнения в субстанции плана необходимо проявлять устремление в плане. Если не удаётся изменить своё видение и есть малейшие сомнения или неуверенность в том, что вы наблюдаете, то проявляйте обращение к Матери или Шри Ауробиндо вне зависимости от обещаний или предложений, которые вам сейчас даются.
Способность принимать ту или иную форму опыта тренируется (постепенно развивается).
Голоса, звуки или без них
При развитии опытов и особенно при оккультной предрасположенности, которая самому практикующему ещё неочевидна, достаточно легко происходит открытие планам, которые влияют через голос. Т.е. практикующий слышит голос или голоса, которые, как правило, дают ему те или иные указания. В определённом смысле истинность голоса сложнее определить, чем истинность того, что мы видим, а многие существа из нижних планов, в том числе могущественные, хотят и любят влиять. Настоятельная рекомендация – опыты без голоса.
Определённые планы наполнены звуками высокой интенсивности. Удерживать ли эти звуки – выбор практикующего, в определённых случаях это очень утомительно и вызывает дисбаланс. Существуют также планы, где звучат мантры. Как говорилось ранее, в целом лучше не следовать им, поскольку непонятна их направленность (см. далее).
Покой, глубина и самоотдача или немедленное внутреннее движение
Все указанные состояния являются различными аспектами одного и того же устремления к Божественному. Установление и переживание этих состояний приходит к практикующему в соответствии с задачами и этапами его развития. На более поздних этапах они устанавливаются как единое непротиворечивое переживание.
В виде места или субстанции
При попадании в планы, оформленные как миры (места), при проявлении достаточного устремления в них и их пробуждении, их восприятие (переживание) трансформируется в вид субстанции определённого качества и структуры. Эта субстанция обладает той или иной степенью подвижности и пробуждением самосознания к Божественному как возможности существования в его качествах. Через проявление воли свидетеля в практикующем это движение поддерживается.
Таким образом, опыты в мирах (местах) и изменение переживания этих миров до их форм устремления можно рассматривать как различные этапы трансформации планов. Переживание миров в их статичном и бесформенном виде надо рассматривать также как исходную стадию для трансформации планов.
В плане или выходя из данного плана
Опыт происходит в плане, но если сознание достаточно развито и позиция свидетеля устойчива, то можно выходить из конкретного плана и рассматривать его извне как объект, на который можно воздействовать. На начальном этапе это очень полезно в тех случаях, когда сознание попадает в проявление планов как внутренних формаций, «накачанных» тем или иным проявлением сил.
Эти места могут действовать чрезвычайно угнетающе на практикующего, проявление его устремления может быть сильно ограничено, но выход из этих формаций и удержание их извне приводит к их «схлопыванию» и преобразованию в той или иной степени. Сам выход требует первоначального осознания, что окружающее угнетение является формацией, а затем проявления значительного устремления для рассмотрения формации извне.
Не существует однозначного правила, позволяющего определить, какие проявления можно считать формациями такого рода. Это развивается опытным путём и меняется с развитием практикующего.